Сильно углубляться в музыкальную теорию на этом уроке мы не будем, поскольку его цель в другом. Эти знания нам понадобятся, чтобы понять схему, формулу, модель музыки, которая становится хитом.
Мы вместе с вами сегодня не только разберемся в основах (а они, разумеется, важны), но и подготовимся к следующему шагу — сочинению реального хита. Чем займемся
уже скоро, на уроке №15.
Каждый лад начинается и заканчивается тоникой.
Ей является ступень натурального мажорного лада (см. рисунок справа):
1-я ионийский лад (мажор) и т. д. в следующем порядке:
2 дорийский лад (минор)
3 фригийский лад (минор)
4 лидийский лад (мажор)
5 миксолидийский лад (мажор)
6 эолийский лад (минор)
7 локрийский лад.
Ступени - ноты звукоряда лада. Рассматривая лад в каком-либо месте (позиции на грифе на струнах в пределах 4-х его ладов), чтобы сыграть ионийский, дорийский и т. д., нужно начать с определенной ноты-тоники. Ей же закончить импровизацию соло.
Все лады (ионийский — локрийский) модальные (не тонические), т. е. на основе звукоряда. Модальный лад в чистой форме статичен.
В отличие от тонального, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий.
Мелодическая формула — категория монодического (одноголосие) лада модального типа.
Мелодическая формула — устойчивые обороты в народной песне.
К условно-диатоническим ладам относятся: гармонические минор и мажор, мелодические минор и мажор, фригийский мажор (испанский лад), лидийско-миксолидийский лад и др.
Дважды гармонический мажор и минор.
Церковные
натуральный минорный лад — т пт т т пт т т (5 струна от Ля до Ля)
натуральный мажорный лад — т т пт т т т пт (начинается с До, 2 струна с 1 лада)
Модальные лады
Опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать).
Тональные лады
Опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).
Тональность (одна из интерпретаций): начальный тон, тоника, вторая опора, доминанта.
Уменьшенный и увеличенный лады
Октаву делят на равные интервалы (симметричные лады): уменьшенный и увеличенный.
Увеличенный лад: 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам.
Уменьшённый лад: чередование тонов и полутонов, например:
до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д.
гамма «тон-полутон» или «полутон-тон».
В уменьшенном ладу 8 ступеней.
Искусственные лады - гармонический минор и мажор.
Гаммы и параллельные тональности
Виды гамм: натуральные, гармонические и мелодические.
Гаммы си-минор и ре-мажор параллельные. У них одинаковые последовательности ноты.
Отличие с какой начинаются.
Ля-минор и до-мажор также параллельные.
Тоника минора на 1,5 тона ниже тоники мажора.
Весь список параллельных тональностей:
Ля-бемоль мажор — фа минор
Ми-бемоль мажор — до минор
Си-бемоль мажор — соль минор
Фа мажор — ре минор
До мажор — ля минор
Соль мажор — ми минор
Ре мажор — си минор
Ля мажор — фа-диез минор
Ми мажор — до-диез минор
Си мажор — соль-диез минор
Фа-диез мажор — ре-диез минор
До-диез мажор — ля-диез минор
До-бемоль мажор — ля-бемоль минор
Ступени гаммы
Первая нота - тоника.
Вторая - верхний вводный тон.
Третья - медианта.
Четвертая - субдоминанта.
Пятая - доминанта.
Шестая - субмедианта.
Седьмая - названия этой ноты меняются в зависимости от гаммы.
Восьмая - октава, тоника.
После октавы можно начать все заново со второй, либо продолжать с девятой.
Ступени натурального мажорного лада
I - тоника (Т);
II - нисходящий вводный звук;
III - медианта (средняя);
IV - субдоминанта (S);
V - доминанта (D);
VI - субмедианта (нижняя медианта);
VII - восходящий вводный звук.
Ступени натурального минорного лада называются также, но по тонам расположены иначе (см. рисунок).
Аккорды (мажорные и минорные трезвучия) строятся на 1, 3 и 5 ступенях — тонике, медианте и доминанте. Медианту пропускать нельзя, она определяет минорность и мажорность аккорда. Это устойчивые ноты, остальные побочные.
А вот в основные аккорды тональности входят аккорды от 1, 4 и 5 нот, ступеней лада (от тоники, субдоминанты и доминанты).
Гармонический минор
Это обычный минор с повышенной на полтона 7-й ступенью.
Мажорные и минорные трезвучия на грифе гитары
Аппликатуры из 3-х нот 1, 3 и 5 ступеней - простой способ взять мажорный и минорный аккорд в любом месте на грифе.
Эти аппликатуры также можно использовать для построения модели соло песни. Это — 1, 3 и 5 — устойчивые ноты, на которые можно опираться.
Самая устойчивая тоника. Она не тяготеет ни к какой другой ступени. К тонике сильнее тяготеет доминанта и меньше вводные (2 и 7) ступени. Субдоминанта к доминанте. Медианты (3 и 6 ступени) тяготеют незначительно.
Эти взаимоотношения ступеней меняются в зависимости от лада. Даже тоника может быть неустойчивой.
Появление иного доминантного трезвучия предваряет переход в другую тональность.
Особенно, если это доминантсептаккорд.
Минорные трезвучия на грифе гитары (тоника на 5, 4, 3, 2 струне)
Зная расположение нот на струнах, можно построить нужный аккорд в любом месте на грифе относительно тоники.