Построение мелодических моделей
Музыка Билеты на концерты | mp3, видео, фото | Музыкальные инструменты | Звуковое оборудование | RSSRSS    
Мелодические модели. Урок игры на гитаре №13 Воскресенье, 19 Ноября 2017
гитара бой

Сильно углубляться в музыкальную теорию на этом уроке мы не будем, поскольку его цель в другом. Эти знания нам понадобятся, чтобы понять схему, формулу, модель музыки, которая становится хитом. Мы вместе с вами сегодня не только разберемся в основах (а они, разумеется, важны), но и подготовимся к следующему шагу — сочинению реального хита. Чем займемся уже скоро, на уроке №15.


Самоучитель игры гитаре для начинающих

как развить слух

Научиться играть соло на гитаре.

Мажорная и блюзовая пентатоника.

Видео разборы песен.



самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Песни под гитару и простые аккорды.

Разбор песни пачка сигарет.

Программа настройки гитары через микрофон.



ноты на гитаре

Нота ми для настройки гитары.

Настройка гитары через тюнер.

Акустическая гитара.




Урок 13

Виды ладов, что такое звукоряд и гамма, зачем их знать


Квинтовый круг и его применение       Ноты гамм мажорных и минорных тональностей       Последовательности аккордов тональностей


Цели урока:
  1. Пройти теоретическую подготовку по основам импровизации соло на гитаре. Уловить суть, принципы построения мелодических моделей.
  2. Подготовиться к закреплению теории практическими упражнениями, применением примеров гамм, ладов и пентатоник. Это в следующем уроке.

две разные гаммы - мажор и минорНачнем с лада.
  1. Понятия лада разнятся. Лад - это:

    • система звукоотношений;
    • последовательность тонов и полутонов;
    • то же, что и звукоряд...
    По родам интервальных систем: пентатонический лад, диатонический, хроматический и т. д.

    Звукоряд - это систематизация.

    Гамма - разновидность звукоряда.

    Грубо и обобщенно: лад, гамма, звукоряд - систематизированная последовательность нот, звуков.

    Натуральными стали называть церковные лады, которые вообще-то просто народные. На них строится народная музыка, песни.

    тоникаСтупень — нота в звукоряде лада, гаммы, пентатоники.

    Лады:

    • звукоряды мажорных и минорных ладов на гитарегармонический минор (отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью);
    • натуральный (церковный) минор (эолийский лад);
    • хроматический минор (натуральный, к которому добавлена нота для разнообразия, как правило, между 4 и 5-ой нотой гаммы натурального минора);
    • 7 диатонических ладов (звукорядов из 1 интервала и 8 нот).

    Блюзовый лад

    Блюзовая минорная гамма — пентотоника с пониженной на полтона V ступенью (вариант).

    Минорная пентатоника — гамма с отсутствующей II и VI ступенями.

    Блюз может быть мажорным, минорным и полным (смешанным).

    2 вида пентатоник:

    • Бесполутоновая (A-C-D-E-G).
    • Полутоновая (B-C-D-D#-F).

    Все строятся на натуральном мажорном ладу (ионийском) т т пт т т т пт

    Из них 3 мажорных и 3 минорных, а 1 условно-диатонический (локрийский лад)

    Мажорные: ионийский, лидийский, миксолидийский лад. Минорные: дорийский, фригийский, эолийский лад.

    Каждый лад начинается и заканчивается тоникой.
    Ей является ступень натурального мажорного лада (см. рисунок справа):

    • 1-я ионийский лад (мажор) и т. д. в следующем порядке:
      • 2 дорийский лад (минор)
      • 3 фригийский лад (минор)
      • 4 лидийский лад (мажор)
      • 5 миксолидийский лад (мажор)
      • 6 эолийский лад (минор)
      • 7 локрийский лад.

    Ступени - ноты звукоряда лада. Рассматривая лад в каком-либо месте (позиции на грифе на струнах в пределах 4-х его ладов), чтобы сыграть ионийский, дорийский и т. д., нужно начать с определенной ноты-тоники. Ей же закончить импровизацию соло.

    Все лады (ионийский — локрийский) модальные (не тонические), т. е. на основе звукоряда. Модальный лад в чистой форме статичен.
    В отличие от тонального, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий.

    Мелодическая формула — категория монодического (одноголосие) лада модального типа.
    Мелодическая формула — устойчивые обороты в народной песне.

    К условно-диатоническим ладам относятся: гармонические минор и мажор, мелодические минор и мажор, фригийский мажор (испанский лад), лидийско-миксолидийский лад и др.
    Дважды гармонический мажор и минор.

    Церковные

    • натуральный минорный лад — т пт т т пт т т (5 струна от Ля до Ля)
    • натуральный мажорный лад — т т пт т т т пт (начинается с До, 2 струна с 1 лада)

    Модальные лады

    Опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать).

    Тональные лады

    Опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).

    Тональность (одна из интерпретаций): начальный тон, тоника, вторая опора, доминанта.

    Уменьшенный и увеличенный лады

    гамма по тонам и с чередованием тона и полутона на гитареОктаву делят на равные интервалы (симметричные лады): уменьшенный и увеличенный.

    Увеличенный лад: 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам.

    Уменьшённый лад: чередование тонов и полутонов, например:

    • до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д.
    • гамма «тон-полутон» или «полутон-тон».
    В уменьшенном ладу 8 ступеней.

    Искусственные лады - гармонический минор и мажор.

  2. Гаммы и параллельные тональности

    Виды гамм: натуральные, гармонические и мелодические.

    Гаммы си-минор и ре-мажор параллельные. У них одинаковые последовательности ноты.
    Отличие с какой начинаются.
    Ля-минор и до-мажор также параллельные.

    Тоника минора на 1,5 тона ниже тоники мажора.

    Весь список параллельных тональностей:
    • Ля-бемоль мажор — фа минор
    • Ми-бемоль мажор — до минор
    • Си-бемоль мажор — соль минор

    • Фа мажор — ре минор
    • До мажор — ля минор
    • Соль мажор — ми минор
    • Ре мажор — си минор

    • Ля мажор — фа-диез минор
    • Ми мажор — до-диез минор
    • Си мажор — соль-диез минор
    • Фа-диез мажор — ре-диез минор

    • До-диез мажор — ля-диез минор
    • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор

  3. Ступени гаммы

    • звукоряды тональностей на гитарном грифеПервая нота - тоника.
    • Вторая - верхний вводный тон.
    • Третья - медианта.
    • Четвертая - субдоминанта.
    • Пятая - доминанта.
    • Шестая - субмедианта.
    • Седьмая - названия этой ноты меняются в зависимости от гаммы.
    • Восьмая - октава, тоника.

    После октавы можно начать все заново со второй, либо продолжать с девятой.

  4. Ступени натурального мажорного лада

    • I - тоника (Т);
    • II - нисходящий вводный звук;
    • III - медианта (средняя);
    • IV - субдоминанта (S);
    • V - доминанта (D);
    • VI - субмедианта (нижняя медианта);
    • VII - восходящий вводный звук.

    Ступени натурального минорного лада называются также, но по тонам расположены иначе (см. рисунок).

    Аккорды (мажорные и минорные трезвучия) строятся на 1, 3 и 5 ступенях — тонике, медианте и доминанте. Медианту пропускать нельзя, она определяет минорность и мажорность аккорда. Это устойчивые ноты, остальные побочные.

    А вот в основные аккорды тональности входят аккорды от 1, 4 и 5 нот, ступеней лада (от тоники, субдоминанты и доминанты).
  5. Гармонический минор

    Это обычный минор с повышенной на полтона 7-й ступенью.
  6. Мажорные и минорные трезвучия на грифе гитары

    Аппликатуры из 3-х нот 1, 3 и 5 ступеней - простой способ взять мажорный и минорный аккорд в любом месте на грифе.

    Эти аппликатуры также можно использовать для построения модели соло песни. Это — 1, 3 и 5 — устойчивые ноты, на которые можно опираться.

    Самая устойчивая тоника. Она не тяготеет ни к какой другой ступени. К тонике сильнее тяготеет доминанта и меньше вводные (2 и 7) ступени. Субдоминанта к доминанте. Медианты (3 и 6 ступени) тяготеют незначительно.
    Эти взаимоотношения ступеней меняются в зависимости от лада. Даже тоника может быть неустойчивой.

    Появление иного доминантного трезвучия предваряет переход в другую тональность.
    Особенно, если это доминантсептаккорд.


    Минорные трезвучия на грифе гитары (тоника на 5, 4, 3, 2 струне)

    трезвучия по всему грифу 6 струнной гитары минор с тоникой на 4 струне минор с тоникой на 3 струне минор с тоникой на 2 струне
    Зная расположение нот на струнах, можно построить нужный аккорд в любом месте на грифе относительно тоники.

    Мажорные трезвучия на грифе гитары

    трезвучия по всему грифу 6 струнной гитары мажор с тоникой на 4 струне мажор с тоникой на 3 струне мажор с тоникой на 2 струне
    Цифрами обозначены ступени, ноты трезвучий:
    • 1 - тоника
    • 3 - медианта
    • 5 - доминанта



Есть вопросы? Задайте





(год рождения)


Что ещё есть на этом сайте





О гитаре: теория, октавы, настройка, термины...

Присылайте через Гостевую ваши комментарии, вопросы и критику.

разные лады от одного тона

Характер звучания ладов:
  • ионийский (мажор) - веселое звучание;
  • дорийский (минор) - ярче натурального;
  • фригийский (минор) - мрачный;
  • лидийский (мажор) - отстраненность, таинственность;
  • миксолидийский (мажор) - легче натурального;
  • эолийский (минор) - средневековое печальное звучание;
  • локрийский лад - сочетание таинственной веселости мажора и мрачности минора.



Оборот музыкальной индустрии в России немного более 1 млрд. руб., в мире в целом - 160 млрд. долл. в год , также не менее интересно, что

вверх
В начало страницы © 2017 www.otsema.ru