Слух есть даже у тех, кто в этом сомневается. Просто они не знают, что его нужно развивать. Следующие упражнения помогут вам в улучшении способности определять ноты и тональности на слух, а также петь звонко и попадать в ноты.
Цель этого урока - научиться определять ноты и тональности на слух. Это само по себе эффективное упражнение для развития музыкальных способностей.
Также, занимаясь, вы освоите и усовершенствуете свою технику импровизации на шестиструнной гитаре и получите основу для способа подбора аккордов к песням.
Зелёным в боксах обозначена тоника. Шестая струна слева, первая справа.
Мажорные:
Включаем музыку;
берем в руки гитару;
начинаем гудеть в переносицу тональность произведения (мычать любую гласную о, а, у, э, и)
и находим эту тональность на струне (извлекаем звук медиатором или пальцем).
Струна может быть любой. Выберите ту, которую вы лучше слышите.
В дальнейшем полезно научиться находить ноту тональности на каждой струне.
Когда тональность определена, играем пентатонику сначала от ноты тоники на струне, где нашли.
Потом вспоминаем, где эта нота находится на других струнах.
Выбираем подходящий бокс пентатоники и играем импровизированное соло по нотам этого бокса.
Эти навыки позволяют обыгрывать ритм без лишних, не вписывающихся в гармонию нот.
Лучше импровизировать на двух струнах, с тоникой и соседней.
Упражнение позволяет, что называется, убить более одного зайца.
Во-первых, вы развиваете слух.
Во-вторых, приобретаете навыки определения тональности музыкального произведения.
Это еще и поможет подбирать аккорды песен. Узнав тональность, 3 ее основных аккорда можно посмотреть в таблице ниже, остальные здесь.
В-третьих, вы запоминаете ноты пентатоник и практикуете импровизацию соло.
В-четвертых, станете лучше ориентироваться в нотах на грифе и можете заметить некоторые закономерности их расположения. Например, одинаковая нота на 1 струне и через 2 лада на 3 струне. Также на 2 и 5 струне.
А для 3 и 4 струн одинаковые ноты на соответственно 5 и 6 струнах находятся через лад.
3 основных аккорда тональностей (тоника, субдоминанта и доминанта)
Тональность
Тоника - I
Субдоминанта - IV
Доминанта - V
Cm - до минор
Cm
Fm
G
C#m - до диез минор
C#m
F#m
G#
Dm - ре минор
Dm
Gm
A
D#m - ре диез минор
D#m
H#m
A#
Em - ми минор
Em
Am
H
Fm - фа минор
Fm
A#m
C
F#m - фа диез минор
F#m
Hm
C#
Gm - соль минор
Gm
Cm
D
G#m - соль диез минор
G#m
C#m
D#
Am - ля минор
Am
Dm
E
A#m - ля диез минор
A#m
D#m
F
Hm - си минор
Hm
Em
F#
Следующий аккорд после тоники строится от ноты, идущей через 4 полутона (лада),
и третий аккорд — от ноты, расположенной через полутон от ноты второго аккорда.
Примеры:
A (Ля) - D (Ре) - E (Ми)
F (Фа) - A# (Ля диез) - C (До)
Тональность
Тоника - I
Субдоминанта - IV
Доминанта - V
C - до мажор
C
F
G
C# - до диез мажор
C#
F#
G#
D - ре мажор
D
G
A
D# - ре диез мажор
D#
H#
A#
E - ми мажор
E
A
H
F - фа мажор
F
A#
C
F# - фа диез мажор
F#
H
C#
G - соль мажор
G
C
D
G# - соль диез мажор
G#
C#
D#
A - ля мажор
A
D
E
A# - ля диез мажор
A#
D#
F
H - си мажор
H
E
F#
Играйте соло, аккорд, гамму, мелодию и пойте ее ноты или гудите, мычите
какую-нибудь гласную букву. Старайтесь делать это в переносицу, увеличивая
амплитуду, громкость.
Найдите компаньона и играйте соло не под запись, а в живую. Компаньон играет ритм, вы — мелодию.
Играйте ноты от До до Си на одной струне и запоминайте их звучание относительно друг друга.
Играйте на гитаре или клавишном инструменте ноты в пределах одной октавы и запоминайте, как они звучат. После проверяйте себя, как запомнили, вслепую воспроизводите звук и пробуйте назвать ноту. Уметь это важно.
Чтобы научиться нужно заниматься ежедневно, хотя бы в течении 15 минут.
Запомнив как звучат ноты, включите любимую музыку и пробуйте играть ее мелодию. Подобрать нужно точно, без ошибок.
Чтобы попадать в ноты голосом сначала пропойте гласную букву сверху вниз
(понизив тон до самого низкого).
После того, как почувствуете нижнюю ноту вашего голоса, воспроизведите звук струны гитары или клавиши синтезатора и пойте уже снизу вверх добившись звучания в унисон. Не торопитесь, повышайте тон голоса медленно.
Голос можно тренировать, повышая его сначала понемногу, потом раскачивать сильнее и сильнее.